|
|
Разделы сайта |
|
|
Новости
|
|
|
Фотогалерея
|
|
|
Карта
|
|
|
О городе
|
|
|
Download
|
|
|
Гостевая книга
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Слуцкие пояса
Христофор Хилькевич
Благодаря гению Максима Богдановича "визитной карточкой" города стали слуцкие пояса. Благодаря же самим поясам Слуцк в считанные десятилетия превратился не только в крупнейший экономический центр, но также в одну из признанных столиц европейской моды. А начиналось все с того, что в середине ХVIII века среди дворянского сословия приобрели бешеную популярность широкие (до 50 см) шелковые пояса, привозимые из Турции и Персии. Все возрастающий спрос на них навел предприимчивых Радзивиллов на мысль о создании в Слуцке собственной мануфактуры по производству персидских поясов - "персиарни". Далее история приобретает некоторые детективные черты. В конце 1757 года из Стамбула тайком в разобранном состоянии был вывезен ткацкий станок и специальный каток для прокатывания поясов. Вслед за "контрабандой" в Беларусь из Турции прибыл знаменитый мастер Аванес Маджаранц, тут же на местный манер награжденный новым именем - Ян Маджарский. Любопытно, что его правнучка Елизавета вышла замуж за белорусского помещика Монюшко и родила ему сына Станислава, ставшего знаменитым композитором и дирижером.
Под руководством Маджарского на основе единственного уникального станка княжеские механики собрали еще несколько. Кроме поясов, мануфактура производила золотые и серебряные галуны, ковры и гобелены. Впрочем, все это можно назвать побочным бизнесом, так как главным изделием мануфактуры оставались персидские пояса - обязательное панское украшение во второй половине ХVIII века. Хотя, если честно, "персидскими" эти произведения перестали быть очень скоро: после усовершенствования орнаментов и узоров в рисунок были включены цветы местной флоры, из-за чего пояса потеряли восточную стилизацию и приблизились к белорусским национальным формам.
Радзивиллам удалось добиться того, что их пояса не только конкурировали с зарубежными аналогами, но и превосходили их по качеству. Весьма быстро и успешно они вытеснили турецкие и персидские "прототипы" сперва с рынка всей Речи Посполитой, а затем и других европейских стран. Слуцкие пояса стали примером для ткацких мануфактур, открывавшихся в соседних государствах. Шелковые пояса длиной в 2-4,5 метра с вытканной с обеих сторон меткой "Слуцк" можно было увидеть на балах в Вильне и Варшаве, Кракове и Париже. Стоили они очень дорого - до 1000 злотых (это примерно годовой оклад офицера белорусской армии того времени), поэтому роскошь носить слуцкий пояс могли себе позволить лишь магнаты и наиболее богатые шляхтичи. Особо среди поясов почитались четырехсторонние, менявшие цвет в зависимости от одежды и обстоятельств, и "литые" (т.е. изготовленные способом, когда золотая нить покрывала шелковую основу, а потом расплющивалась специальным валиком).
В начале ХIХ века шелковые пояса начали выходить из моды. В 1846 году мануфактура закрывается, а сами пояса из элемента одежды белорусских денди превращаются в предмет собирания для любителей антиквариата. Самая богатая коллекция слуцких поясов находилась в Несвиже, у князей Радзивиллов. После революции она была передана в Белорусскую государственную галерею, в годы Великой Отечественной следы ее (как и следы многих национальных святынь) потерялись. Сегодня десятки слуцких поясов демонстрируются в музеях Польши, Франции, США, Литвы (рассказывают, что в каунасском краеведческом они выставлены под табличкой "изделия местных ремесленников"), а также в знаменитом музее шелка в Германии. Вот только на родине раритетных экспонатов, в Слуцке, помимо отдельных шелковых фрагментов, не сохранилось ни одного целого пояса.
Местный краеведческий музей, прописанный в бывшем доме дворянского собрания (этот памятник архитектуры классицизма, возведенный в 1789 году первоначально как панский особняк, находится по адресу ул.Ленина, 171), берет слуцкие пояса напрокат у питерских коллег. А ведь экспозиция этого музея могла быть намного богаче, если бы в начале 1930-х не ушли за бесценок на Запад под предлогом сбора валюты для строительства промышленных гигантов "не имеющие исторической ценности" десятки поясов. Если б не сгорели в разожженных безбожниками кострах уникальные слуцкие образа и изданные в типографии Радзивиллов в ХVII веке книги на религиозные темы. Если бы не исчезла в неизвестном направлении богатейшая библиотека слуцкого пастора Бергеля, а в Англию не попал старинный престол слуцких князей, выполненный из слоновой кости...
|
|
|
|
|
|
|
Copyright © 2003. Воспроизведение материалов сайта без согласия администратора запрещено.
|