|
|
Разделы сайта |
|
|
Новости
|
|
|
Фотогалерея
|
|
|
Карта
|
|
|
О городе
|
|
|
Download
|
|
|
Гостевая книга
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Семен Коcберг - неизвестный гений
В кругах космонавтов ходит легенда о том, как после первых тридцати секунд первого в истории человечества космического полета, когда отошла третья ступень ракетоносителя, Юрий Гагарин воскликнул: "Косберг сработал!"
Но легенды остаются легендами, а то, что Юрий Гагарин под своим автографом для Семена Ариевича оставил короткую подпись: "За третью" - достоверный факт...
... Семен Ариевич Косберг родился 14 октября 1903 года в Слуцке, в многодетной семье кузнеца Ария Косберга. По мнению сестры Семена Ариевича Фаины, именно отец привил сыну любовь к технике.
Свое образование будущий создатель супердвигателей начал в Слуцкой гимназии. В 1930 году Семен окончил Московский авиационный институт и направился в Центральный институт авиационного моторостроения, где прошел путь от инженера-конструктора до начальника крупного исследовательского отдела.
Незаурядный конструкторский и организаторский талант Косберга проявился уже в начале Великой Отечественной войны, когда он был назначен главным конструктором ОКБ-296, эвакуированного из Харькова в небольшой сибирский городок Бердск. В самые сжатые сроки небольшая группа людей во главе с Семеном Ариевичем на необжитом месте разработала и внедрила новую систему впрыска для авиамоторов.
Семен Косберг был одним из создателей авиационных двигателей, установленных на истребителях Ла-5, Ла-7 и других самолетах военного времени.
В 50-е годы происходило оснащение самолетов турбореактивными и турбовинтовыми двигателями. Именно коллективу С.А. Косберга было поручено решение исключительно сложной задачи - создать авиационный жидкостный реактивный двигатель. В 1954-1958 годах ВВС страны получили такие двигатели от ОКБ Косберга. Вскоре были разработаны нужные двигатели и для зенитных ракет.
К 1958 году созданные Сергеем Королевым носители вывели на орбиту три искусственных спутника Земли. Но это был потолок для двухступенчатых ракет С.П.Королева. Требовалась еще одна ступень. Она должна была обеспечить разгон корабля до второй космической скорости (11,2 км/с). И тогда Королев обратился за помощью к Косбергу.
Они встретились 10 февраля 1958 года. Уже через девять месяцев в ОКБ Косберга был создан не имевший аналогов в мире двигатель тягой в 5 тонн, который должен был работать в вакууме и разогнать аппарат до недостижимой ранее второй космической скорости. Применение этой третьей ступени ракеты с двигателем РД-0105 обеспечило увеличение массы искусственных спутников Земли с 1400 до 4500 килограммов. С помощью таких двигателей в 1959-1962 годах были осуществлены первые в мире запуски автоматических межпланетных станций в сторону Луны, Венеры и Марса. За эту эффективную конструкторскую работу в 1959 году ему была присвоена степень доктора технических наук, а в 1960-м - Ленинская премия.
Но в историю Семен Косберг войдет прежде всего своей разработкой третьей ступени легендарной ракеты-носителя "Восток", которая обеспечила выход на орбиту всех первых советских пилотируемых космических кораблей. Не случайно в подписанном сразу после полета Юрия Гагарина секретном Указе Президиума Верховного Совета СССР в числе удостоенных звания Героя Социалистического Труда был и С.А. Косберг. Судьба Семена Ариевича сложилась трагически: 3 января 1965 года, возвращаясь из командировки, он погиб в автомобильной катастрофе в Воронеже.
Его именем названы один из кратеров на невидимой стороне Луны и улица в его родном городе Слуцке.
|
|
|
|
|
|
|
Copyright © 2003. Воспроизведение материалов сайта без согласия администратора запрещено.
|